Создавать и развивать собственный бизнес нелегко, учить этому других еще сложнее. Если вы смотрите на разных тренеров из интернета и думаете, что можете так же, только лучше, вам определенно пора рассмотреть варианты того, как стать бизнес тренером.
Если вы действительно можете поделиться опытом с другими людьми и грамотно подать эту информацию, на ваши тренинги будут выстраиваться очереди из желающих. Но что представляет собой бизнес-тренер? Какими качествами он должен обладать, каких ошибок избегать, и как подавать себя и свои тренинги? Обо всем этом вы узнаете прямо сейчас.
Требования к бизнес-тренеру
Если вы твердо решили обучать других бизнесу, вам понадобится базовый набор «характеристик», без которых в этом деле будет трудно.
Хороший имидж. Как известно, встречают по одежке. Вы не сможете убедить людей в том, что способны научить их чему-то, если ваш внешний вид будет говорить об обратном.
Опыт. Мало сказать, что вы смогли с нуля поднять бизнес, который сегодня процветает. Вы действительно должны иметь за плечами подобный опыт, чтобы ваша аудитория в вас не сомневалась.
Образование. Многие сочтут этот пункт спорным, так как успешным бизнесменом можно стать и без образования вовсе. Однако люди в нашей стране все еще привыкли сперва смотреть на «корочку», поэтому диплом престижного ВУЗа подкинет вам пару плюсиков. А если он еще и из соответствующей вашим тренингам области (экономика, финансы, психология, педагогика и т.д.), будет еще лучше.
Иностранные языки. Сегодня владение несколькими языками ценится так же высоко, как и умение вести бизнес. Поэтому такие навыки никогда не будут лишними.
Личностные качества бизнес-тренера
Харизма. Грамотный спикер способен убедить аудиторию в чем угодно, а невзрачный рассказчик не сможет донести до слушателей даже самые правильные мысли.
Уверенность. Тренер должен быть уверенным в себе, иначе он попросту не сможет «продать» свои услуги и убедить остальных пойти на свои курсы. Не говоря уже о том, чтобы рассказывать что-то со сцены.
Позитив. Бизнес-тренер, конечно, не должен быть стендап комиком. Однако хорошее чувство юмора и общий оптимистичный настрой всегда станет поможет аудитории чувствовать себя лучше и бодрее во время тренинга. И не забывайте делать соответствующее жизнерадостное лицо, чтобы люди верили, что вам действительно нравится заниматься этим.
Саморазвитие. Нет предела совершенству, поэтому развиваться нужно постоянно. Если вы сами не можете с этим совладать, то как собираетесь учить этому других?
Обязанности бизнес-тренера
Суть работы бизнес-тренера заключается не только в том, чтобы просто «поделиться историями из жизни». Далеко не каждый человек справится со всеми настоящими обязанностями такой работы. Рассмотрим их подробнее:
Четко знать свою аудиторию и что ей нужно. Различные компании часто проводят подобные тренинги для своих сотрудников, нанимая сторонних спикеров. Поэтому вам нужно понимать, что говорить условному секретарю, что менеджеру, а чему научить и самого директора. Естественно, что в каждом случае информация должна быть разной, как и ее подача.
Грамотно продумывать программу тренинга. Тренеру необходимо сперва изучить свою аудиторию, оценить их способности и понять, чего не хватает каждому из них. А потом заполнить эти пробелы на тренинге. Правильное составление программы обучения – половина успеха всего курса.
Писать памятки и методички. Возможно, по началу это покажется крайне нудным занятием, но позже вы скажете себе спасибо за то, что вам больше не нужно объяснять базовые вещи снова и снова. Грамотно составленная методичка облегчит ваш труд и избавит от миллиона вопросов.
Проводить аттестацию сотрудников заказчика. Это очень важное мероприятие, которое позволит выявить сильные и слабые стороны всех работников, чтобы впоследствии помочь директору распределить их на подходящие должности.
Составлять отчеты. Никто не любит проводить отчетность, но это действительно необходимо. Чтобы заказчик понял, что вы действительно сделали свою работу, и посоветовал вас другим, нужно показать ему грамотный отчет.
Пути становления бизнес-тренера
Чтобы стать бизнес-тренером, мало загадать желание под бой курантов на Новый год. Для этого есть и более подходящие способы:
Самообразование. Чтобы проводить бизнес-тренинги, вам необходимы целеустремленность и желание развиваться. Если вы решите самостоятельно изучать все аспекты данной деятельности, придется провести достаточно много времени за книгами и другими обучающими материалами. Также необходимо поработать над подачей материала, научиться организовывать работу в группах и так далее.
Устроиться помощником бизнес-тренера. Верный способ влиться в какую-либо область – учиться у тех, кто уже в ней работает.
Найти учителя. Этот метод похож на предыдущий, но если там вы могли учиться бесплатно и при этом еще зарабатывать, работая помощником, то здесь уже вам придется раскошелиться. Наставник будет работать лично с вами, обучать вас всему, что знает сам, чтобы в конце концов вы научились проводить первоклассные тренинги.
Записаться на курсы. В этом случае вас также будут обучать всему необходимому, но уже в групповом формате, будто вы сами являетесь участником тренинга. Так вы сможете почувствовать себя на месте слушателя и понять, что бы вы сами хотели услышать на таких собраниях.
Главные ошибки начинающих бизнес-тренеров
Следуя описанным выше советам, вы наверняка сможете разобраться, как стать хорошим бизнес-тренером. Однако на первых порах новички все равно совершают серьезные ошибки. Разберем наиболее частые из них:
Мы твердо уверенны, что благодаря нашим подсказкам и вашей светлой головушке, вы разберетесь, как стать бизнес тренером, но обратите внимание на обидные «косяки», которые чаще всего допускают новички:
Недостаточные знания. Почему вы решили стать бизнес-тренером? Работали преподавателем и решили, что можете объяснять людям нечто более интересное, чем философия? В таком случае вам будет мало ораторских навыков. Необходимо досконально разобраться в вопросе, стать настоящим гуру бизнеса. Один такой тренинг не сделает из вас тренера, этому нужно учиться достаточно долгое время.
«Универсальные» программы. Нельзя составить одну программу тренинга и проводить ее каждый раз в совершенно разных организациях. Досконально изучите заказчика, его персонал, пожелания, сильные и слабые стороны каждого. Вам нужно понять, кому, что и как доносить, а уже потом составлять программу. И постарайтесь сделать так, чтобы ваши слова и упражнения были доступны и понятны всей аудитории. В некоторых случаях для этого лучше проводить несколько тренингов для разных сотрудников.
Мало информации о фирме заказчика. Порой может показаться, что разобраться во внутренней кухне компании вашего заказчика будет сложнее, чем в квантовой физике. Но вы не должны сдаваться. Если вы не изучите всех сотрудников и их проблемы досконально, не поймете, как с ними работать. В этом случае ваша деятельность будет крайне неэффективна.
Безответственный подход к работе. Нельзя просто взять и за час написать программу, которая может быть подойдет к вашему конкретному заказу. Бизнес-тренер должен сперва изучить аудиторию, а потом грамотно составить план работы. Только в этом случае у вас есть шансы на успех.
Сдаваться под критикой. Даже если вы серьезно относитесь к работе и полностью уверенны в эффективности своего тренинга, всегда найдутся ярые скептики и критики. Вам не стать успешным тренером, если вы решите сдаться после первого же замечания. Научитесь парировать критику и доказывать свою правоту. Лучшим способом это сделать будет проведение действительно эффективных тренингов.
Бизнес-тренер – непростая профессия, к которой нужно подходить не только с огромным желанием, но и таким же большим опытом и многими другими качествами, описанными выше. Тренер должен быть харизматичным, открытым и искренним, чтобы люди действительно верили его словам. Если вы уверены в себе и своем тренинге, то и аудитория вам поверит. А для этого к работе нужно относиться максимально ответственно.