Бизнес-план – это неотъемлемая часть деятельности любого предпринимателя на всех этапах развития его дела. Неважно, начинаете вы свой бизнес или пытаетесь его расширить, бизнес-план необходим. С его помощью можно увидеть наиболее важные задачи и найти пути для их решения.
Но стоит помнить, что важна не только составляющая бизнес плана, но и его презентация. Даже если у вас есть гениальные идеи по развитию бизнеса, без правильной подачи их никто не поймет и не примет. В этом случае инвесторы просто отвернуться от вас. О том, какой должна быть презентация бизнес-плана, где ее лучше делать и как, вы узнаете прямо сейчас.
Презентация бизнес-плана поможет инвесторам увидеть ваши идеи, преимущества, конкурентоспособность и прочее. Чем лучше вы продемонстрируете сильные стороны своего бизнеса и степень его эффективности, тем больше шансов получить инвестиции.
Презентация – это отдельный маркетинговый инструмент, который «продает» ваше дело, побуждая людей вкладывать в него деньги. Поэтому она должна быть информативной, интересной, даже зрелищной и торжественной. Только благодаря этому инвесторы и покупатели заинтересуются вашей фирмой. Цель презентации – убедить людей в том, что проект будет успешным, нужным и финансово выгодным.
Исходя из всего вышесказанного, можно подытожить следующие функции презентации:
Если бизнес-план у вас уже готов, можно начинать готовить его презентацию. Она, естественно, должна быть выполнена в цифровом виде и показана на проекторе. Кроме текста, в ней должны быть графики, таблицы, прочие изображения, видео, даже музыка в некоторых случаях.
Конечно, не нужно использовать сразу все доступные инструменты, чтобы презентация не оказалась переполненной ненужной информацией. Каждый слайд должен нести в себе полезную информацию и вписываться в общее повествование. Ключевую роль все равно играет именно текст, но читать тонны информации людям будет неинтересно, поэтому визуальная часть также очень важна. Визуализация помогает лучше воспринимать и фиксировать информацию. С ее помощью можно подчеркнуть наиболее важные данные, привлечь к ним внимание. Так они будут лучше откладываться в памяти, чем простые абзацы текста.
Также нельзя забывать и о плане самой презентации. Подготовьте сценарий, по которому будете рассказывать о своем бизнесе. Должна быть четкая структура, где все слайды идут в правильном порядке друг за другом.
Подготавливая текст для презентации, убедитесь, что там не будет слишком много «водной» информации. Лучше если воды не будет совсем. Люди, для которых вы готовите свое выступление, должны сходу понять, о чем вы говорите. Если у них останется много вопросов, инвестиций вы не получите. Никто не станет вкладывать деньги в проекты, которые не вселяют уверенности. Обязательно укажите все преимущества вашей фирмы и подкрепите свои слова доказательствами: исследованиями, статистикой, аналитикой и так далее.
Также расскажите инвесторам о том, чем ваш бизнес отличается от конкурентов, в каких областях он может быть лучше. Если бизнес-план направлен на расширение вашего дела, покажите успехи, которых вы уже добились, какой опыт приобрели. Слушатели должны знать, что вы можете и делаете уже сейчас и что планируете делать в будущем.
Бизнес-план должен быть объемным и информативным, но помещать его в презентацию целиком, конечно же, не нужно. Обычно выступление длится не более 20 минут, поэтому вам нужно успеть рассказать о ключевых моментах своего плана, которые точно заинтересуют инвесторов.
Как правило, финансовая сторона вопроса рассматривается лучше всего. Если сконцентрировать внимание аудитории на цифрах, они будут слушать вас охотнее. Однако их тоже нужно правильно преподнести. Можно выделить главное из области финансов, что нужно указать в презентации:
Излагайте информацию кратко, но при этом содержательно. Слушатели должны успеть переварить и запомнить то, что вы на них выплескиваете. Постарайтесь подавать цифры порционно, чтобы они не смешались в одно.
Сама презентация бизнес-плана должна выглядеть строго и качественно. Нельзя просто наполнить ее данными и графиками лишь бы как. Они должны смотреться органично и профессионально. Если вы сами не будете понимать, что происходит на ваших слайдах, то инвесторы точно не поймут. Постарайтесь, чтобы они выглядели просто, но при этом эстетично.
Если презентация будет оформлена неряшливо, аудитория подумает, что вы и в бизнесе показываете себя точно так же. Если самостоятельно подготовиться вы не можете, обратитесь со своим бизнес-планом к специалистам, которые вам помогут.
Существует множество различных программных продуктов для составления бизнес-плана. Благодаря этим программам вы сможете создать интересные и красивые слайды, наполнить их нужными графиками, таблицами, диаграммами, текстом, звуком, видео и прочим. Здесь можно выбрать собственный стиль, переходы между слайдами и так далее. Каждое приложение обладает своим набором инструментов. Среди них можно выделить самые популярные:
Вы почти наверняка хоть раз сталкивались с этой программой, а, возможно, даже пользовались сами. Подавляющее большинство презентаций в учебных заведениях и других организациях создаются именно в PowerPoint. Это неудивительно, ведь она предоставляет большой набор инструментов и при этом имеет довольно простой интерфейс, в котором несложно разобраться.
LibreOffice – это аналог пакета ПО Microsoft Office, созданный для операционной системы Linux. Однако на Windows его также можно скачать, причем абсолютно бесплатно, в отличие от MS Office. В частности, Impress позволяет создавать презентации с добавлением всех необходимых эффектов и контента. Здесь, как и в PowerPoint, есть готовые шаблоны, упрощающие создание различных докладов.
Еще одна простая программа, помогающая быстро создавать презентации. Интерфейс напоминает аналогичное ПО от Microsoft, однако инструментов здесь не так много.
Если вы пользуетесь продуктами Apple, то на macOS и iOS можно скачать фирменное приложение Keynote, позволяющее создавать яркие и интересные презентации. Множество эффектов, переходов, вставок и прочих инструментов помогут вам презентовать свой бизнес-план наилучшим образом. Во время выступления вы даже сможете управлять слайдами через эту программу на вашем iPhone.
Это абсолютно бесплатный веб-инструмент, который даже не нужно скачивать. Его главная особенность заключается в том, что над одной презентацией могут одновременно работать сразу несколько человек с разных компьютеров или других устройств. Каждый может вносить свои правки и контролировать процесс. Количество инструментов здесь достаточное, поэтому каждый найдет что-то полезное для себя. Интерфейс простой, а все внесенные изменения сохраняются автоматически и хранятся на сервере Google. Вам даже не нужно скачивать презентацию, на выступлении ее можно открыть прямо из браузера.
Неважно, какую именно программу вы выберите, при создании презентации бизнес-плана всегда стоит придерживаться определенных правил. Слайды должны дополнять ваш рассказ, визуально показывая то, о чем вы говорите. Однако они не смогут сказать все за вас, поэтому и не стоит перегружать их информацией.
Например, если повествование идет о финансовой стороне дела, вам нужно продемонстрировать конкретные показатели расходов и прибыли. Желательно эти данные подкрепить доказательствами.
Презентация должна нести в себе определенную информацию, а не «лить воду». Если в ней будет мало конкретики, инвесторы даже не поймут, чего вы от них хотите. Прежде чем приступать к работе, обозначьте основную тему всей презентации, которая красной нитью будет протянута через все слайды.
Также еще до начала работы нужно понять, для кого именно вы готовите свое выступление, что эти люди хотят от вас услышать. Определите свою целевую аудиторию и составляйте доклад так, чтобы он был направлен именно на конкретного слушателя, а не абстрактного. Систематизируйте информацию, выделите основные положения, подготовьте графики, списки, таблицы и прочее.
Постарайтесь сделать так, чтобы контент не был запутанным и непонятным. График и диаграммы должны легко читаться и сразу же показывать всю необходимую информацию. То же самое с текстом – избегайте сложных неоднозначных фраз, которые будут непонятны аудитории. В самом бизнес-плане не должно быть подобных выражений, а в его презентации и подавно. Не делайте особый акцент на дизайне, чтобы яркие вставки не отвлекали внимание на себя.
Вот еще несколько советов по созданию презентации бизнес-плана, к которым стоит прислушаться:
Не нужно полностью читать то, что написано на слайдах, эту информацию люди смогут увидеть и без вашего озвучивания. Презентация должна лишь дополнять ваш рассказ. Вам же стоит смотреть на аудиторию и разговаривать с ней, а не с экраном.
Постарайтесь расположить к себе слушателей, получить их внимание и удерживать его максимально долго. Всегда держите пульт управления в руке, чтобы оперативно переключать слайды, не тратя на это слишком много времени и не обрывая свой рассказ.
Будьте максимально открыты перед публикой, не замирайте на одном месте, жестикулируйте, показывайте свою увлеченность и уверенность. Допускается задавать риторические вопросы по ходу презентации, чтобы тем самым убедить инвесторов в эффективности вашего бизнес-плана. Но помните, что все хорошо в меру. Излишние эмоции тоже никому не нужны.
Помимо самой презентации, уделите время и своему внешнему виду. Одежда должна быть строгой, опрятной и чистой. Пестрые костюмы будут только отвлекать внимание. Также потренируйтесь выступать, чтобы точно знать, о чем и как нужно говорить, и наверняка исключить из речи слова-паразиты.
Очень осторожно следует использовать юмор. Небольшие нотки неформальности не дадут публике скучать и покажут, насколько вы открытый человек. Но с этим нужно быть осторожным, чтобы презентация не превратилась в цирк. К тому же юмор должен быть максимально нейтральным и понятным, дабы никого случайно не задеть. В самом конце не забудьте поблагодарить слушателей за внимание.
Во время выступления у вас под рукой должна быть возможность что-либо записать. Возможно, инвесторы захотят внести свои правки или новые идеи. Их нужно зафиксировать, если вы собираетесь работать с этими людьми. Поэтому держите при себе блокнот или телефон с заметками. Внимательно выслушивайте критику и не начинайте полемику. Если вы уверены в своей правоте и можете это доказать, сделайте это, но вежливо и аккуратно. В противном случае лучше просто согласиться с возражениями.
Также обратите внимание на следующие советы:
Чем лучше вы будете подготовлены к выступлению, тем больше шансов на успех. Сделайте качественную, информативную презентацию и правильно подайте свой бизнес-план. Тогда инвестиции точно не заставят себя долго ждать.
Как открыть свой вендинговый бизнес: как зарегистрироваться, чем торговать, какие вложения понадобятся. Плюсы и минусы вендинговых...
ПодробнееСтажировка на рабочем месте – что это, зачем и кому нужно. Как определить хорошую стажировку и не попасться мошенникам....
ПодробнееЧто такое НДС, где и в каких целях используется. Кто придумал налог на добавочную стоимость, для чего он нужен. Размер НДС в разны...
Подробнее