Системы и методы анализа прибыли

Важной составной частью механизма управления прибылью предприятия являются системы и методы ее анализа. Анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью выявления резервов дальнейшего повышения эффективности управления ею на предприятии.

По целям осуществления анализ прибыли предпри­ятия подразделяется на различные формы в зависимос­ти от следующих признаков:

По объектам исследования выделяют анализ фор­мирования прибыли и анализ ее распределения и исполь­зования

  • Анализ формирования прибыли проводится обычно в разрезе основных сфер деятельности предприятия — операционной, инвестиционной, финансовой. Он явля­ется основной формой осуществления анализа с целью выявления резервов повышения суммы и уровня прибыли предприятия.
  • Анализ распределения и использования прибыли проводится по основным направлениям этого использова­ния. Он призван выявить уровень потребления прибыли собственниками и персоналом предприятия, общий уро­вень ее капитализации и конкретные формы производ­ственного ее потребления в инвестиционных целях.

По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли

  • Внутренний анализ прибыли проводится менеджера­ми предприятия или его собственниками с использова­нием всей совокупности имеющихся информативных показателей (включая данные управленческого учета). Результаты такого анализа могут представлять коммер­ческую тайну предприятия.
  • Внешний анализ прибыли осуществляют налоговые органы, аудиторские фирмы, банки, страховые компа­нии с целью изучения правильности ее отражения, уровня кредитоспособности предприятия и т.п. Источником информации для проведения такого анализа являются данные финансового учета и отчетности предприятия.

По масштабам деятельности выделяют следующие формы анализа прибыли:

  • Анализ прибыли по предприятию в целом. В про­цессе такого анализа предметом изучения является формирование, распределение и использование прибыли на предприятии в целом без выделения отдельных его структурных подразделений.
  • Анализ прибыли по структурному подразделению (центру ответственности). Если рассматриваемое структур­ное подразделение (центр ответственности) по характеру своей деятельности не имеет законченного цикла форми­рования прибыли, такой анализ направлен на форми­рование затрат (доходов). Эта форма анализа базируется в основном на результатах управленческого учета пред­приятия.
  • Анализ прибыли по отдельной операции. Предме­том такого анализа может быть прибыль по отдельным коммерческим сделкам предприятия; отдельным операци­ям, связанным с краткосрочными или долгосрочными финансовыми вложениями; отдельным завершенным ре­альным проектам и другим операциям.

По объему исследования выделяют полный и те­матический анализ прибыли

  • Полный анализ прибыли проводится с целью изу­чения всех аспектов ее формирования, распределения и использования в комплексе.
  • Тематический анализ прибыли ограничивается лишь отдельными аспектами ее формирования или ис­пользования. Предметом тематического анализа прибыли может являться изучение влияния проводимой предприятием налоговой политики на формирование затрат, доходов и прибыли; прибыльность сформированного фондового портфеля; влияние структуры и стоимости капитала на уровень прибыльности предприятия; эффективность избранной политики распределения прибыли; анализ альтернатив возможного использования прибыли| и ряд других аспектов.

По периоду проведения выделяют предварительный, текущий и последующий анализ прибыли

  • Предварительный анализ прибыли связан с изучением условий ее формирования, распределения или предстоящего использования; с условиями осуществления отдельных коммерческих сделок, финансовых и инвести­ционных операций с предварительным расчетом ожидаемой прибыли по ним.
  • Текущий (или оперативный) анализ прибыли проводится в процессе осуществления операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия; реализации отдельных хозяйственных операций с целью оперативного воздействия на формирование или использование прибыли. Такой анализ прибыли ограничивается кратким периодом времени.
  • Последующий (или ретроспективный) анализ прибыли осуществляется обычно менеджерами и собственниками предприятия за отчетный период (квартал, год), что позволяет полнее проанализировать результаты формирования и использования прибыли предприятия в лишении с предварительным и текущим ее анализом, так как базируется на завершенных результатах финансового учета и отчетности, дополняемых данными управленческого учета.

Для решения конкретных задач управления прибылью применяется целый ряд специальных систем и методов анализа, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов ее формирования, распределения и использования, как в статике, так и в динами­ке. В практике управления прибылью в зависимости от    используемых методов различают следующие основные системы проведения анализа на предприятии: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; сравнительный анализ; анализ рисков; анализ коэффициентов; интег­ральный анализ.

Смотрите также
Система управления прибылью, формируемых из внешних источников

Система управления прибылью, формируемых из внешних источников

Система показателей информационного обеспечения управления прибылью, формируемых из внешних источ­ников, делится на три основные г...

Подробнее
Анализ уровня рисков

Анализ уровня рисков

Анализ коэффициентов (R-анализ) базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей между собой....

Подробнее
Показатели управленческого учета предприятия

Показатели управленческого учета предприятия

Этот вид учета получает развитие в связи с переходом предприятий нашей страны к общепринятой в междуна­родной практике системе бух...

Подробнее