Как открыть антикафе

Классических кафе в России очень много. Конкуренция в этой области огромная: мелкие частные заведения, крупные франшизы, в том числе и западные, государственные организации. Даже опытным бизнесменам может быть сложно войти и закрепиться в этой нише, что уж говорить о начинающих предпринимателях.

Что же делать в этом случае? Искать другие, более свободные ниши в сфере услуг. Например, открыть антикафе. Организовать такое заведение несложно, а если оригинально подать его, то клиенты и прибыль не заставят себя долго ждать. Пока эта область не занята большим количеством предпринимателей, нужно действовать и открывать антикафе прямо сейчас.

Что такое антикафе

Антикафе – это не то место, куда люди приходят поесть. Такое заведение прежде всего интересно тем, кто желает провести время в компании, пообщаться, заняться творчеством и т.д. В антикафе можно продавать еду для легкого перекуса, но не более того.

История появления антикафе:

  • 2005 год – первый зарегистрированный случай появился в Сан-Франциско, США. Новое заведение граждане приняли довольно холодно, и оно не продержалось и полугода.
  • 2008 год – открытое первое подобное заведение в России, в Екатеринбурге. Аналогично американскому опыту, идея не обрела большой популярности, поэтому заведение тоже быстро закрыли.
  • 2011 год – в Москве было открыто заведение, которое его создатель позиционировал как «свободное пространство». Сегодня это довольно успешная сеть антикафе с несколькими точками не только в России, но и других странах.
  • 2012 год – все организации, использующие поминутную оплату и отходящие от канонов обычного кафе, стали называть антикафе. В России начался своеобразный предпринимательский бум, когда каждый хотел открыть свое антикафе. В течение следующих нескольких лет формат добрался и ближайших стран.

Постепенно из статуса диковинной новинки антикафе перешло в разряд обыденных заведений для общения и приятного времяпровождения. Однако из-за специфики и узконаправленности таких заведений в нашей стране до сих пор не очень много.

Антикафе
Антикафе

Горячую еду в антикафе не подают, однако во многих из них есть своя кухонная зона, где люди могут разогреть принесенную с собой еду и поесть. Да, организаторы таких пространств обычно не запрещают покупать еду где-либо еще и приносить ее с собой. Многие даже напротив поощряют это.

Разновидности антикафе

Существует достаточно много вариантов таких заведений, поэтому давайте приведем лишь самые популярные и простые:

  • Зона без вредных привычек. Целевая аудитория такого формата – люди, предпочитающие здоровый образ жизни. С учетом роста популярности ЗОЖ в России, такое направление вполне может быть востребованным.
  • Мини-антикафе. Идеальный вариант для начинающих предпринимателей. В этом случае достаточно небольшого помещения до 70 м2 для дружеских и семейных посиделок небольшими компаниями.
  • Макси-антикафе. В этом случае в заведении должно быть сразу несколько залов разного назначения: один для общения, другой для проведения мастер-классов, третий для развлечения или работы и т.д. Также здесь должна быть не только мебель, но и некоторая бытовая техника, с которой посетители смогут работать.

Несмотря на то, что наибольшая концентрация антикафе приходится на Москву и Московскую область, они распространены по всей стране. Поэтому найти такое заведение можно не только в крупных городах, но и в небольших населенных пунктах.

Как правило, целевая аудитория антикафе – молодые люди в возрасте 18-28 лет, преимущественно девушки. Это не значит, что мужчинам не интересны такие заведения, просто формат «поболтать или заняться творчеством» почему-то больше любят именно девушки. Однако целевую аудиторию лично вашего заведения вам придется определять самостоятельно, так как это будет зависеть от конкретного выбранного вами направления. А их количество может насчитывать десятки, если не сотни. Более того, вы можете придумать даже что-то совершенно новое.

Разновидности антикафе
Разновидности антикафе

Плюсы и минусы антикафе

Данный формат подразумевает объединение людей с общими личными или рабочими интересами. А это значит, что такое носит в первую очередь социальный характер. Что это дает бизнесмену? Если вы обладаете креативным и даже нестандартным мышлением, проявляете активную жизненную позицию, являетесь целеустремленным экстравертом, эта область идеально подойдет для вас. Если нет, вам будет тяжело. Открыть антикафе по определенному шаблону можно, но будет ли оно приносить прибыль и удовольствие – другой вопрос. Но даже в этом случае есть вариант попроще: работать не с нуля, а по франшизе.

Какой бы способ вы ни выбрали, преимущества и недостатки антикафе будут примерно одинаковыми в любом случае.

Плюсы:

  • Относительно молодая ниша с небольшой конкуренцией. Почти в половине городов России до сих пор нет ни одного такого заведения.
  • Возможность реализации своего творческого потенциала.
  • Простая реализация, так как не нужно получать разрешения на торговлю табачной или алкогольной продукцией и многое другое, так как в антикафе всего этого попросту нет.
  • Не нужно долго подбирать квалицированных сотрудников или обучать их, так как в антикафе посетители могут обслуживать себя сами. От ваших работников по большей части нужна лишь коммуникабельность.
  • Большое пространство для развития. Вы в любой момент можете добавить что-либо в свой бизнес или вовсе полностью поменять тематику, чтобы всегда оставаться в тренде.
Плюсы и минусы антикафе
Плюсы и минусы антикафе

Минусы:

  • Долго окупается. Арендовать помещение, нанять сотрудников, купить мебель и технику – все это требует денег. Вложения окупятся, но вряд ли быстро, так как само направление очень неторопливо. Вы не сможете поднять цену за посещение своего заведения для быстрой окупаемости, так как люди просто не станут к вам ходить. Поэтому придется соблюдать баланс и ждать.
  • Для создания уютной и практичной атмосферы нужно создать дизайнерский интерьер и наполнить его соответствующим оборудованием. Все это также потребует дополнительных затрат.
  • Сезонная прибыль. В теплое время года люди любят проводить время вне дома. В такие периоды антикафе достаточно востребованы. Но зимой многие предпочитают сидеть дома, и мало кто хочет идти куда-то, чтобы встретиться с друзьями.
  • В небольших городах такой формат вряд ли обретет должную популярность, чтобы стабильно приносить прибыль.
  • Чтобы заведение начало расти, предпринимателю нужно постоянно проявлять активность, придумывать идеи, завлекать посетителей. Лишь спустя несколько месяцев, когда посетители будут сами вас находить, можно будет немного расслабиться.

Сегодня предприниматели все еще проявляют осторожность к такому бизнесу, поэтому и конкуренция в нем до сих пор низкая. Однако, если вас не пугают все его минусы, вы можете стать одним из немногих, кто успешно зарабатывает на этом. А конкретно в своем городе и вовсе можете оказаться первопроходцем.

Какие услуги может предоставлять антикафе

Тематика антикафе может быть практически любой и даже совмещать сразу несколько. Рассмотрим список самых популярных услуг, которые может оказывать такое заведение:

  • Наличие беспроводного интернета – обязательное условия для такого места. Если хотите, чтобы посетители проводили у вас больше времени, предоставьте им доступ к Wi-Fi. Также рассмотрите возможность проводного подключения в местах, где клиенты смогут разместить свои ноутбуки.
  • Проведение тематических праздников или других мероприятий.
  • Мастер-классы и различные тренинги с приглашенными специалистами.
  • Творческие вечера и мини-выставки.
  • Секции с настольными играми или видеоиграми и другими развлечениями.
  • Вечера кино.
Какие услуги может предоставлять антикафе
Какие услуги может предоставлять антикафе

Этот список можно еще долго продолжать, потому что не существует единого требования к тематике и услугам, предоставляемым в антикафе. Проявите всю свою фантазию и сможете выделиться на фоне конкурентов и привлечь к себе внимание потенциальных посетителей. Даже самые смелые идеи порой можно реализовать в антикафе. Главное, чтобы вашей целевой аудитории было интересно то, что вы предлагаете.

Время посещения может фиксировать как администратор, так и электронная система. Второй вариант, естественно, лучше и удобнее. Поэтому не стоит жалеть денег на его реализацию.

Помещение и персонал для антикафе

Открывая антикафе, необходимо правильно выбрать не только само помещение, но и его расположение. Оптимальными местами для такого заведения являются следующие локации:

  • Около остановок общественного транспорта и метро, чтобы людям было удобнее и быстрее до вас добираться.
  • Рядом с хорошей парковкой, если нет своей собственной.
  • Первая линия здания с выходом на улицу, чтобы клиенты не искали вас слишком долго.
  • В местах с бесперебойным электричеством, высокоскоростным интернетом и нормальным водоснабжением.

Можно арендовать под антикафе даже часть жилой многоэтажки на цокольном или первом этаже, где обычно располагаются различные магазины. Ваше заведение все равно, скорее всего, не будет работать по ночам, поэтому жители дома не станут жаловаться на шум.

В центре города, а также вблизи мест с большим скоплением людей аренда будет, естественно дороже, чем на окраине. Однако увозить антикафе на отшиб не имеет смысла. Максимум, куда вы можете «сдвинуться» – спальный район, но различные бизнес-центры все-таки будут выгоднее.

Кого брать на работу в антикафе? Тех, кто умеет и любит общаться с другими людьми. Ваши сотрудники должны быть приветливыми, дисциплинированными и коммуникабельными. Им нужно встречать посетителей с хорошим настроением и улыбкой на лице. А лучшая мотивация делать это – конечно же, достойная заработная плата.

Для работы в таком заведении подойдут сотрудники примерно до 40 лет, желательно без вредных привычек. Для небольшого антикафе будет достаточно 4-6 человек, которые будут работать посменно, чтобы вам не нужно было закрываться на выходные.

Помещение и персонал для антикафе
Помещение и персонал для антикафе

Реклама для антикафе

Ни один бизнес в наше время не может существовать без рекламы. Для антикафе она особенно важна, потому что многие люди попросту не знают, что это и зачем они должны туда идти. Поэтому необходимо провести грамотную маркетинговую кампанию, которая расскажет и покажет людям, что такое антикафе, и как они могут провести там время.

Давать рекламу можно в любых подходящих для этого источниках информации и с помощью стандартных методов. Вот несколько примеров:

  • Самостоятельное продвижение. Помещение можно сдавать в аренду для проведения различных тематических вечеров и выставок, чтобы о вас узнало большее количество людей.
  • Соцсети. Заведите собственный Instagram и группы в других соцсетях, давайте рекламу и мотивируйте клиентов на обратную связь.
  • Заключение соглашений с различными компаниями, которые будут проводить у вас свои мероприятия.
  • Рассылка рекламных писем потенциальным клиентам.
  • Раздача флаеров и купонов прямо на улице.
  • Рекламные акции, скидки для определенных категорий людей.
  • Баннеры в местах большого скопления людей.
  • Продажа абонементов и подарочных купонов.

Один из лучших способов разрекламировать что-либо – сарафанное радио. Этот метод никогда не устаревает. Чем лучше люди о вас отзываются, тем больше новых клиентов вы получите. Тем более что в наше время для этого нужны всего лишь соцсети. Даже если несколько человек выложат в Instagram историю с вашим кафе, вы уже получите хорошую, а главное бесплатную рекламу.

Антикафе
Антикафе

Финансовые риски антикафе

Риски есть в любом бизнесе, без них никак. Рассчитывая окупаемость дела, нужно всегда помнить о них. В случае антикафе риски следующие:

  • Нет «подушки безопасности», так как заведение ничего не производит, а все услуги оказывает непосредственно на месте. В случае неудачи бизнеса, это может загнать предпринимателя в долговую яму.
  • Сильная зависимость от сезона. Если открыть антикафе в неподходящее время, посетителей может быть немного, что приведет к высоким расходам и низким доходам.
  • Сами посетители могут быть не слишком коммуникабельными и дружелюбными, что оттолкнет других людей от повторного посещения вашего заведения.
  • Сложно обеспечить полную безопасность посетителей и сохранность их личных вещей. В случае воровства ваша репутация окажется под угрозой.
  • Если в заведении будут залы с разными тематиками, это может привести к конфликтам между людьми с противоположными интересами.

Антикафе в первую очередь должно располагать людей к общению. Если не принимать этот факт во внимание, то даже количество предоставляемых услуг ваш бизнес не спасет. Хорошая рекламная кампания действительно приведет к вам посетителей, но ваша задача – удержать их и мотивировать вернуться.

Теперь вы знаете о том, что такое антикафе, как его открыть и о чем нужно помнить. Это довольно молодая ниша, на которой можно не только заработать, но и реализовать свой творческий потенциал. Если вы готовы к определенным рискам, а недостатки подобного формата вас не пугает, этот бизнес может стать для вас достаточно прибыльным делом с небольшими вложениями.

Смотрите также
Бизнес за рубежом

Бизнес за рубежом

Как открыть бизнес за рубежом, какую страну выбрать. Как вести дела за границей, на что обращать внимание. Лучшие страны для веден...

Подробнее
Идеи бизнеса для студента

Идеи бизнеса для студента

Интересные и прибыльные идеи бизнеса для студента. Как совмещать работу с учебой. Что нужно знать для открытия своего дела....

Подробнее
Как заработать на АлиЭкспресс из дома

Как заработать на АлиЭкспресс из дома

Как заработать на АлиЭкспресс, сидя дома: три схемы заработка. Как получать прибыль с партнерских программ. Дропшиппинг на AliExpr...

Подробнее
Error