Закон спроса и предложения в рыночной системе хозяйствования

В условиях рыночного экономического предпринимательства фирма или предприниматель в процессе инвестиционной деятельности постоянно ставит перед собой три вопроса:

  • что производить?
  • для кого производить?
  • в каком объеме производить?

Ответы на эти вопросы находят при согласовании инвестиционной политики с законами спроса и предложения.

Структуру производства, т.е. номенклатуру товаров и объем их производства определяет только рациональный выбор потребителя.

Главной целью покупателя при приобретении товаров является удовлетворение своих потребностей. Однако их количество зависит от получаемых ими доходов. Поэтому, количество товаров и услуг, которые приобретают потребители, зависит в первую очередь от цены на них: чем выше цена товара, тем меньше его покупают (а по-английски). Следовательно, между количеством товара, на который существует спрос и рыночной ценой этого товара всегда существует определенное соотношение.

Спросом на товар называется количество этого товара, которое в данный момент хотят и имеют возможность приобрести потребители. 

Этот график отражает конъюнктуру рынка на относительно короткое время. Изменение доходов и желаний потребителей приводит к сдвигу кривой спроса. Изменение спроса оказывает непосредственное влияние на предложения товаров, а, следовательно, на всю сферу бизнеса.

Предложением называется совокупность товаров и услуг, представляемых на рынок в каждый данный момент времени.

Основным рыночным источником информации для предпринимателя является цена. Она позволяет ему прогнозировать шансы своего изделия на рынке и оценивать возможные доходы от своих действий. Рост цены означает увеличение спроса и в перспективе получение большой прибыли на данный момент и заставляет бизнес расширять производство продукции.

Понижение цены - сигнал о снижении спроса, а иногда и об необходимости свертывания производства. Предложение товаров исследуется с помощью кривой.

Чем выше цена, тем больше изделий предприниматель будет стремиться изготовить и продать, т.е. предложение будет увеличиваться. Кривая предложения неизменна, пока стабильны издержки производства. Она зависит от объема выпускаемой продукции и цен на неё. Поэтому любое усовершенствование технологии производства, а значит, снижение стоимости продукции, позволяет увеличивать объем производства и реализовывать товар с установленной ценой.

Количественное выражение закона спроса и предложения записыва­ется в виде:

С > П  Ц > S 

C < П  Ц< S

Ц  = S  +  Р

S – стоимость;

Р  - рентабельность, прибыль.

Взаимодействие спроса и предложения образует рыночный механизм. Он взаимоувязывает интересы всех субъектов рынка.

Совмещение кривых спроса и предложения в одном графике характеризует действие закона спроса и предложения в рыночном механизме.

Точка F называется точкой рыночного равновесия. Иначе, предприниматель может продать ровно столько товара V и по такой цене Ц, сколько потребитель захочет и сможет приобрести у него за установленную плату. Это закон рыночного равновесия.

Попытка производителей за счет повышения цены реализовать больше товара, приводит к её переизбытку на рынке и к снижению спроса, что приводит к необходимости снижения цены товара до точки равновесия.

В начале действия рыночного механизма инвестор рассчитывает получить максимальный доход за счет продажи наиболее доходной продукции по самым высоким ценам. Высокая рыночная цена является индикатором привлекательности для других инвесторов. Дальнейший прилив инвестиций в эту отрасль приводит к значительному увеличению предложения и, следовательно, к снижению спроса.

Некоторое снижение цены товара может на время увеличить спрос, но в конце концов все возвратится к рыночному равновесию.

Если в этот период не принять радикальные меры по удержанию цены за счет снижения издержек и повышения качества продукции, инвестиции в эту отрасль существенно сократятся или прекратятся вообще. В таком случае инвестиции направляются к новым высокодоходным проектам.

При осуществлении инвестиционного проекта управленческие решения принимаются в условиях неопределенности, при действии большого числа факторов риска. Риск в рыночной экономике характеризуется как вероятность определенных потерь. Допустимым риском является угроза полной потери прибыли. Еще большую угрозу представляет риск потери и выручки. И совсем катастрофой считается риск потери всего имущества, который ведет к банкротству. Учесть и снизить предпринимательский риск можно за счет следующих мероприятий:

  • увеличение договорной цены контракта за счет применения коэффициента риска, это -3% для рядовых объемов и 5% - для сложных объектов;
  • очень точного отражения в контрактах условий выполнения обязательств
  • сторон и экономические санкции за их нарушение;
  • страхование качества будущей продукции;
  • учет инфляционных процессов и заключение договоров (контрактов) на срок до 1года.

Учет рисковых ситуаций, смягчение их последствий в инвестиционных программах - это обязательное требование рынка.

В рыночном механизме любой инвестиционный проект свой жизненный цикл проходит за 5 периодов.

  • рождение проекта;
  • выведение на рынок (юность);
  • быстрый рост (подростковый период);
  • стабильное функционирование предприятия (зрелость);
  • упадок (старение).

Существование жизненного цикла продукции означает, что перед инвестором стоят две крупные проблемы: во-первых, он должен своевременно создавать новую продукцию для замены предшествующему периоду упадка; во-вторых, инвестор должен уметь эффективно управлять производством продукции и ее сбытом с учетом меняющегося спроса, перемен в технологии производства в условиях чистой конкуренции на рынке.

Смотрите также
Классификация проектов

Классификация проектов

К основным особенностям проекта, по которым они могут быть классифицированы, относят: масштаб, сложность, качество и продолжительн...

Подробнее
Функции ПА

Функции ПА

Основными функциями ПА являются, разработка упорядоченной структуры сбора данных и совершенствованию способов выполнения проектов;...

Подробнее
Концепция и методология проектного анализа

Концепция и методология проектного анализа

В условиях перехода к рыночным отношениям бурно развивается предпринимательская деятельность. Начиная эту (такую) деятельность пре...

Подробнее