Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы

Товарная стратегия фирмы. Вырабатывает правила и приемов исследования и формирования потенциальных рынков товаров и услуг, отвечающих миссии фирмы. Главными задачами товарной стратегии являются:

¾    увязка перспективных задач (миссий) фирмы с потенциальными возможностями рынка и ресурсами фирмы, которыми она сможет располагать в стратегической перспективе;

¾    анализ жизненных циклов спроса (технологии) товара;

¾    разработка правил формирования товарного ассортимента, обеспечивающих конкурентное преимущество фирмы, и на этой основе максимизацию экономической прибыли в долговременной перспективе.

Товарная стратегия фирмы является базой для планирования перспективных НИОКР, кадровой политики, инвестиционной политики. На основе товарной стратегии вырабатываются решения, принимаемые в рамках других составляющих экономической стратегии, с которыми товарная стратегия находится в диалектической взаимосвязи.

Стратегия ценообразования. Основой стратегии ценообразования является выработка:

¾    правил выбора ценовой политики;

¾    правил поведения фирмы в зависимости от конъюнктуры рынка;

¾    приемов ценовой конкуренции;

¾    приемов мониторинга ситуаций, складывающихся на рынках факторов производства, ценных бумаг и валютных рынках, и изменения в зависимости от этих ситуаций принципов ценообразования;

¾    мониторинга процессов изменения спроса и предложения;

¾    методов оценки ценовой эластичности спроса;

¾    принципов учета влияния макроэкономических и микроэкономических факторов на процессы ценообразования.

Стратегия взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов. Представляет собой набор принципиальных положений, позволяющих эффективно распределять ресурсы, выбирать наиболее предпочтительных поставщиков производственных ресурсов.

Стратегия поведения фирмы на рынках денег и ценных бумаг. Заключается в выработке правил мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, направляемых как в инвестиции, так и для решения текущих финансовых задач.

Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы. Это направление экономической стратегии должно вырабатывать правила и приемы поведения фирмы на внешнем рынке как в роли экспортера, так и импортера товаров и услуг.

Стратегия снижения производственных издержек. Ее основной направленностью является обеспечение конкурентного преимущества за счет снижения затрат. Стратегия должна вырабатывать приемы достижения низкой себестоимости продукции и захвата на этой основе лидерства в конкурентной борьбе.

Стратегия инвестиционной деятельности. Эта стратегия представляет собой выбор методов(направлений) поддержания материально-технической базы и товарно-материальных запасов фирмы на уровне, обеспечивающем постоянное приращение ее конкурентоспособности. Это означает, что при выработке инвестиционной стратегии необходимо определить наиболее предпочтительную форму воспроизводства: техническое перевооружение, модернизацию, реконструкцию; предпочтительную периодичность воспроизводственных циклов и другие характеристики этих процессов.

Стратегия стимулирования персонала фирмы заключается в разработке систем стимулирования работников фирмы, ориентированных на достижение стратегических целей фирмы. Основу этих систем должны составлять стимулы, побуждающие работников при выработке стратегических решений руководствоваться не сиюминутными, а долговременными интересами фирмы. Система стратегического стимулирования должна создавать “мотивационное поле”, под воздействием которого возбуждается заинтересованность персонала фирмы в эффективном, высококачественном и своевременном удовлетворении требований рынка.

Стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства) фирмы. Является по существу обобщением всех составляющих экономической стратегии. Ее главной задачей является раннее обнаружение кризисных тенденций, обнаружение так называемых “слабых сигналов”, предвещающих возможность кризисных явлений, и выработка мер, которые оказывали бы противодействие этим явлениям. Поэтому важнейшей функцией стратегии предотвращения банкротства фирмы является прогнозирование таких последствий на самых начальных этапах существования фирмы — с момента выбора ее миссии.

Таким образом, экономическая стратегия — это совокупность частных, взаимоувязанных и взаимообусловленных составляющих элементов, объединенных единой глобальной целью — создания и поддержания высокого уровня конкурентного преимущества фирмы. Иначе говоря, экономическая стратегия — это система обеспечения конкурентного преимущества фирмы.

Как и всякая система, экономическая стратегия подвержена влиянию закономерностей целостности, интегративности, коммуникативности и др. Это означает, что наибольший эффект достигается в том случае, если все составляющие экономической стратегии реализуются при координации из единого центра; решения, принимаемые в рамках каждой из составляющих, должны быть увязаны по времени и ресурсам и не противоречить друг другу. При заданном уровне стратегических ресурсов стратегия обладает определенными предельными возможностями достижения глобальной и локальной целей.

Экономическая стратегия предприятия реализуется его подразделениями. В этой связи можно путем декомпозиции стратегии предприятия сформулировать экономическую стратегию производства, под которой следует понимать общую концепцию того, как достигаются  установленные конкретные цели производства при установленных ограничениях в ресурсах.

Под производственной стратегией принято понимать набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития той или иной системы.

Стратегия производства разрабатывается на основе экономической стратегии предприятия, поэтому она включает те же элементы и факторы, но конкретизированные для каждого структурного подразделения предприятия.

Смотрите также
Формы стратегического управления производством

Формы стратегического управления производством

В зависимости от специфики внешней и внутренней ситуации, особенностей самой фирмы, компетентности и подготовленности ее руководст...

Подробнее
Особенности экономической стратегии управления

Особенности экономической стратегии управления

Прежде чем сформулировать формы стратегического управления производством, следует отметить некоторые особенности экономической стр...

Подробнее
Производственные стратегии процессов

Производственные стратегии процессов

Стратегия процесса – подход, который использует организация для преобразования ресурсов в товары и услуги....

Подробнее