Стандартизированные системы менеджмента качества

Управление качеством проекта требует системного подхода реализация которого в современной практике осуществляется в виде создания стандартизированных систем менеджмента каче­ства, представляющих собой совокупность документированных методик и средств планирования, обеспечения и контроля каче­ства, выполняемых специально назначенными структурными единицами организации.

В рамках управления отдельно взятым проектом, специальной системы менеджмента качества не разрабаты­вается, но при этом основные участники должны обладать та­кими системами, а также иметь документированное соглашение, в котором прописываются совместные решения по взаимодей­ствию их систем менеджмента качества. В некоторых случаях це­лесообразно привлекать специализированные фирмы для созда­ния и внедрения таких систем менеджмента качества.

Система документации по качеству предприятия включает в себя следующие документы: руководство по качеству; методологические инструкции по элементам системы ка­чества; рабочие инструкции ; контрольные инструкции; нормативную документацию и техническую литературу. Ниже приведена краткая характеристика каждого из перечис­ленных видов документации по качеству.

Руководство по качеству охватывает все применяемые элементы стандарта на систему качества, необходимые для предприятия. Примерное содержание руководства по качеству приведено ниже: общие положения; заявление руководства предприятия/компании; характеристика предприятия/компании;

элементы системы качества; приложения.

Важнейшим элементом руководства является регламентация ответственности по системе качества — аналог матрицы ответст­венности Методологические инструкции по элементам качества. Стан­дарты ISO 9001 и EN 29001 призваны обеспечить качество при проектировании, разработке, производстве, монтаже, обслужи­вании и включают в себя элементы: ответственность руководителей; систему качества; анализ контрактов; управление проектированием; управление документацией и данными; закупки; управление продукцией, поставляемой потребителем; идентификацию изделия; управление процессом создания продукции; контроль и испытания; управление оборудованием для контроля, измерений и испытаний; статус контроля и испытаний; управление несоответствующей продукцией; корректирующие и предупреждающие действия; погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковку, консервацию и поставку; управление регистрацией данных о качестве; внутренние проверки качества; подготовку кадров; обслуживание;

Стандарты ISO 9003 и EN29003 призваны обеспечить качество при контроле конечной продукции и ее испытании.

Указанные стандарты предполагают разработку, внедрение и актуализацию в рамках системы менеджмента качества так называемых методологических инструкций по каждому из 20 выше­перечисленных элементов системы качества. Состав инструкций регламентирован приведенными выше стандартами.

Концептуальным моментом отечественных норм нового по­коления является изменение их структуры и статуса: нормы предписывают конечные требования к качеству про­дукции, а не методы их осуществления; обязательными для исполнения являются нормы, регламен­тирующие безопасность, охрану окружающей среды, а также надежность и долговечность продукции предприятия; в технических разделах контрактов должны быть приведе­ны нормативы, соблюдение которых является обязатель­ным условием приемки продукции проектов.

Стандарты, регламентирующие общие требования к качеству. Все работы по обеспечению качества основаны на использовании стан­дартов Международной организации по стандартизации (ISO), при­знанных в 1988 г. в СССР в качестве национальных стандартов. В рамках систем управления качеством используют серию стандар­тов ISO 9000 и эквивалентную ей серию EN 29000.

В состав ISO входит 91 страна мира, на долю кото­рых приходится 95% мирового промышленного производства. По состоянию на январь 1999 г. ISO разработала около 12 тыс. стандартов.

Вопросами качества в ISO ведает технический комитет ISO 176. Он координирует разработку и внедрение стандартов по си­стемам контроля за качеством продукции, его повышения и обес­печения технологией, связанной со сферой качества.

В ведении технического комитета ISO 176 находятся стан­дарты серии ISO 9000 «Системы качества». Стандарты ISO 9000— 9004 имеют самое широкое распространение в мире стандар­тов по системам качества и, возможно, это самые важные стан­дарты по системам качества, которые когда-либо разрабаты­вались. Эти стандарты приняты большинством промышленно развитых стран мира и должны играть важную роль в Европей­ском экономическом сообществе. По мере достижения ЕЭС своей цели — превращения в крупнейший в мире потреби­тельский рынок, фирмы, занятые в промышленности и в сфе­ре услуг, все активнее начинают поддерживать деятельность технического комитета ISO 176 как важное средство развития международной торговли.

Для полноценного функционирования системы менеджмен­та качества необходимо ее соответствующее организационное обес­печение, т. е. наполнение ее необходимыми организационными ресурсами:

сотрудниками, имеющими необходимую компетенцию, обязанности и ответственность; системой взаимодействия сотрудников; материально-техническими ресурсами: материалы, обору­дование, приборы; финансовыми ресурсами.

Основным, системообразующим ресурсом здесь выступает организационная структура. Остановимся на обязательных тре­бованиях к организационной структуре управления качеством, к числу которых можно отнести следующие: наличие ответственного от высшего руководства по систе­ме качества; наличие постоянного структурного подразделения, ответ­ственного за выполнение функций по управление качеством и постоянное совершенствование системы менеджмента качества; наличие сотрудников, ответственных за качество отдель­ного проекта.

Ответственный от высшего руководства по системе качества должен занимать пост не ниже заместителя руководителя всей организации (или проекта). В его обязанности входят следующие функции: организация работы всей системы; распределение обязанностей и полномочий в рамках сис­темы менеджмента качества; разработка программы качества проекта; разработка политики в области качества; проведение аудитов системы менеджмента качества.

Постоянный структурный орган по управлению качеством может представлять собой отдел из нескольких человек или же отдельного сотрудника. Такой отдел или сотрудник обычно под­чиняется непосредственно уполномоченному от высшего руко­водства по системе качества. Отдел качества выполняет всю ру­тинную работу, связанную с планированием, обеспечением и контролем качества.

Для обеспечения эффективного функционирования системы Менеджмента качества необходимо проводить регулярные меро­приятия по выявлению отклонений системы от заданных пара­метров ее работы.

Методом выявления отклонений системы менеджмента каче­ства является аудит. Различают: аудит системы; аудит процесса; аудит продукта.

В соответствии с ИСО 8402 аудит качества определяется как систематическое и независимое исследование, проводящееся для того, чтобы установить, соответствует ли деятельность в области качества запланированным требованиям, насколько эффектив­но эти требования реализуются и пригодны ли они для достиже­ния поставленных целей. Различают так называемые внешние и внутренние аудиты качества.

Результаты внутренней проверки в виде документированного «Обзора состояния менеджмента качества» оцениваются руко­водством предприятия.

Смотрите также
Основные принципы оценки эффективности  инвестиционных проектов

Основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов

Наиболее адекватной современным россий­ским условиям методикой являются «Методические рекоменда­ции по оценке эффективности инвест...

Подробнее
Управления временем

Управления временем

Работа определяется как совокупность взаимосвязанных дей­ствий, направленных на достижение желаемого результата за намеченный инте...

Подробнее
Маркетинг  проекта. Современная концепция в управлении проектами

Маркетинг проекта. Современная концепция в управлении проектами

Мар­кетинг можно рассматривать в двух аспектах. Первый аспект рас­крывает внутреннее содержание маркетинга проекта и представ­ляет...

Подробнее