Система прогнозирования формирования и распределения прибыли является наиболее сложной в общем механизме управления ею и требует для своей реализации высокой квалификации исполнителей. Ее реализация исключается в разработке политики управления прибылью предприятия на ряд предстоящих лет. Под такой политикой понимается определение системы долгосрочных целей формирования и распределения прибыли в соответствии с задачами развития предприятия и выбор наиболее эффективных путей их достижения.
Процесс разработки политики управления прибылью предприятия проходит ряд этапов (рисунок 3.11.):
Определение общего периода разработки политики формирования и распределения прибыли предприятия зависит от ряда условий.
Главным условием определения периода формирования этой политики является продолжительность периода, принятого для формирования общей стратегии развития предприятия и его финансовой стратегии.
Важным условием периода формирования политики управления прибылью является предсказуемость развития экономики в целом и конъюнктуры тех сегментов товарного и финансового рынков, с которыми связана деятельность предприятия. В условиях нынешнего нестабильного (а по отдельным аспектам непредсказуемого) развития экономики страны этот период не может быть слишком продолжительным и в среднем должен определяться рамками 3 лет.
Условиями определения периода формирования политики управления прибылью являются также отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и другие.
Исследование факторов внешней среды и степени их воздействия на прибыль предприятия предопределяет изучение экономико-правовых условий деятельности предприятия и возможного их изменения в предстоящем периоде. Кроме того, на этом этапе анализируется конъюнктура товарного и финансового рынков и факторы ее определяющие, а также разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов этих рынков, связанных с тал);льностью предприятия.
Определение системы стратегических целей формирования и распределения прибыли должно быть подчинено главной цели управления ею — максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.
Систему стратегических целей следует формулировать четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных, показателях с тем, чтобы впоследствии можно было легко оценить — приблизилось ли предприятие к своим стратегическим целям или отдалилось от них. В качестве таких целевых показателей могут быть установлены:
Конкретизация целевых показателей формирования и распределения прибыли по периодам их реализации осуществляется обычно по годам перспективного периода, что создает основу последующего текущего ее планирования.
Разработка политики формирования прибыли. Составными частями такой политики могут быть политика формирования доходов, налоговая политика, амортизационная политика и т. п.
Разработка политики распределения прибыли. Составными частями этой политики могут быть инвестиционная политика, дивидендная политика, политика участия персонала в прибыли и т. п.
Разработка системы организационно-экономических мероприятий по реализации политики управления прибылью предусматривает формирование на предприятии центров ответственности разных типов; определение прав, обязанностей и меры ответственности их руководителей; разработку системы стимулирования работников за их вклад в формирование и эффективное использование прибыли и т. п.
Оценка разработанной политики управления прибылью проводится по следующим основным параметрам:
Обеспечение высокого качества формируемой прибыли. В процессе формирования прибыли предприятия должны быть в первую очередь реализ...
ПодробнееС учетом перечисленных требований контроллинг прибыли на предприятии строится по следующим основным этапам...
ПодробнееЭффективность каждой управляющей системы в значительной мере зависит от качества формируемой и используемой ею информационной ба...
Подробнее