Система прогнозирования формирования и распределения прибыли

Система прогнозирования формирования и распре­деления прибыли является наиболее сложной в общем механизме управления ею и требует для своей реализации высокой квалификации исполнителей. Ее реализация исключается в разработке политики управления при­былью предприятия на ряд предстоящих лет. Под такой политикой понимается определение системы долгосрочных целей формирования и распределения прибыли в соответствии с задачами развития предприятия и выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Процесс разработки политики управления прибылью предприятия проходит ряд этапов (рисунок 3.11.):

Определение общего периода разработки политики формирования и распределения прибыли предприятия зависит от ряда условий.

Главным условием определения периода формирования этой политики является продолжительность пе­риода, принятого для формирования общей стратегии развития предприятия и его финансовой стратегии.

Важным условием периода формирования политики управления прибылью является предсказуемость разви­тия экономики в целом и конъюнктуры тех сегментов товарного и финансового рынков, с которыми связана деятельность предприятия. В условиях нынешнего не­стабильного (а по отдельным аспектам непредсказуемого) развития экономики страны этот период не может быть слишком продолжительным и в среднем должен опре­деляться рамками 3 лет.

Условиями определения периода формирования политики управления прибылью являются также отрасле­вая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и другие.

Исследование факторов внешней среды и степени их воздействия на прибыль предприятия предопределяет изу­чение экономико-правовых условий деятельности пред­приятия и возможного их изменения в предстоящем периоде. Кроме того, на этом этапе анализируется конъюнк­тура товарного и финансового рынков и факторы ее определяющие, а также разрабатывается прогноз конъюнк­туры в разрезе отдельных сегментов этих рынков, связанных с тал);льностью предприятия.

Определение системы стратегических целей формиро­вания и распределения прибыли должно быть подчинено главной цели управления ею — максимизации благососто­яния собственников предприятия в текущем и перспек­тивном периоде.

Систему стратегических целей следует формулировать четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных, показателях с тем, чтобы впоследствии можно было легко оценить — приблизилось ли предприятие к своим стра­тегическим целям или отдалилось от них. В качестве таких целевых показателей могут быть установлены:

  • среднегодовой темп роста прибыли;
  • уровень рентабельности собственного капитала;
  • качество формируемой прибыли по отдельным ее видам;
  • соотношение капитализируемой и потребляемой чистой прибыли и другие.

Конкретизация целевых показателей формирования и распределения прибыли по периодам их реализации осу­ществляется обычно по годам перспективного периода, что создает основу последующего текущего ее планирова­ния.

Разработка политики формирования прибыли. Составными частями такой политики мо­гут быть политика формирования доходов, налоговая политика, амортизационная политика и т. п.

Разработка политики распределения прибыли. Составными частями этой политики могут быть инвестиционная политика, дивидендная по­литика, политика участия персонала в прибыли и т. п.

Разработка системы организационно-экономических мероприятий по реализации политики управления прибылью предусматривает формирование на предприятии центров ответственности разных типов; определение прав, обя­занностей и меры ответственности их руководителей; разработку системы стимулирования работников за их вклад в формирование и эффективное использование прибыли и т. п.

Оценка разработанной политики управления прибылью проводится по следующим основным параметрам:

  • согласованность политики с внешней средой;
  • внутренняя сбалансированность политики, т.е. насколько она согласуется с общей финансовой стратегией предприятия; насколько согласуются между собой отдельные цели и целевые показате­ли политики управления прибылью; насколько эффективны и согласованы между собой мероприятия по обеспечению ее реализации;
  • реализуемость политики с учетом имеющегося ре­сурсного потенциала предприятия: производственного, финансового, кадрового и т. п.;
  • приемлемость уровня рисков, связанных с реализацией политики. В процессе оценки необходимо определить насколько уровень хозяйственных рисков является допустимым для деятельности данного пред­приятия с позиций возможного размера финансовых потерь;
  • результативность политики. Оценка результатив­ности политики управления прибылью может быть оп­ределена с помощью системы коэффициентов рентабельности. Наряду с этим, могут быть оценены и внеэкономические результаты реализации разработанной политики — рост деловой репута­ции предприятия; повышение уровня управляемости структурными его подразделениями (при создании цен­тров ответственности); улучшение условий труда и быта работников; повышение уровня материальной и соци­альной удовлетворенности персонала (за счет эффек­тивных программ его участия в прибыли) и т. п.
Смотрите также
Система основных задач, направленных на  управление прибылью

Система основных задач, направленных на управление прибылью

Обеспечение высокого качества формируемой прибыли. В процессе формирования прибыли предприятия должны быть в первую очередь реализ...

Подробнее
Основные этапы построения контроллинга

Основные этапы построения контроллинга

С учетом перечисленных требований контроллинг прибыли на предприятии строится по следующим ос­новным этапам...

Подробнее
Система информационного обеспечения управления прибылью

Система информационного обеспечения управления прибылью

Эффективность каждой управляющей системы в зна­чительной мере зависит от качества формируемой и ис­пользуемой ею информационной ба...

Подробнее