Система прогнозирования формирования и распределения прибыли

Система прогнозирования формирования и распре­деления прибыли является наиболее сложной в общем механизме управления ею и требует для своей реализации высокой квалификации исполнителей. Ее реализация исключается в разработке политики управления при­былью предприятия на ряд предстоящих лет. Под такой политикой понимается определение системы долгосрочных целей формирования и распределения прибыли в соответствии с задачами развития предприятия и выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Процесс разработки политики управления прибылью предприятия проходит ряд этапов (рисунок 3.11.):

Определение общего периода разработки политики формирования и распределения прибыли предприятия зависит от ряда условий.

Главным условием определения периода формирования этой политики является продолжительность пе­риода, принятого для формирования общей стратегии развития предприятия и его финансовой стратегии.

Важным условием периода формирования политики управления прибылью является предсказуемость разви­тия экономики в целом и конъюнктуры тех сегментов товарного и финансового рынков, с которыми связана деятельность предприятия. В условиях нынешнего не­стабильного (а по отдельным аспектам непредсказуемого) развития экономики страны этот период не может быть слишком продолжительным и в среднем должен опре­деляться рамками 3 лет.

Условиями определения периода формирования политики управления прибылью являются также отрасле­вая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и другие.

Исследование факторов внешней среды и степени их воздействия на прибыль предприятия предопределяет изу­чение экономико-правовых условий деятельности пред­приятия и возможного их изменения в предстоящем периоде. Кроме того, на этом этапе анализируется конъюнк­тура товарного и финансового рынков и факторы ее определяющие, а также разрабатывается прогноз конъюнк­туры в разрезе отдельных сегментов этих рынков, связанных с тал);льностью предприятия.

Определение системы стратегических целей формиро­вания и распределения прибыли должно быть подчинено главной цели управления ею — максимизации благососто­яния собственников предприятия в текущем и перспек­тивном периоде.

Систему стратегических целей следует формулировать четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных, показателях с тем, чтобы впоследствии можно было легко оценить — приблизилось ли предприятие к своим стра­тегическим целям или отдалилось от них. В качестве таких целевых показателей могут быть установлены:

  • среднегодовой темп роста прибыли;
  • уровень рентабельности собственного капитала;
  • качество формируемой прибыли по отдельным ее видам;
  • соотношение капитализируемой и потребляемой чистой прибыли и другие.

Конкретизация целевых показателей формирования и распределения прибыли по периодам их реализации осу­ществляется обычно по годам перспективного периода, что создает основу последующего текущего ее планирова­ния.

Разработка политики формирования прибыли. Составными частями такой политики мо­гут быть политика формирования доходов, налоговая политика, амортизационная политика и т. п.

Разработка политики распределения прибыли. Составными частями этой политики могут быть инвестиционная политика, дивидендная по­литика, политика участия персонала в прибыли и т. п.

Разработка системы организационно-экономических мероприятий по реализации политики управления прибылью предусматривает формирование на предприятии центров ответственности разных типов; определение прав, обя­занностей и меры ответственности их руководителей; разработку системы стимулирования работников за их вклад в формирование и эффективное использование прибыли и т. п.

Оценка разработанной политики управления прибылью проводится по следующим основным параметрам:

  • согласованность политики с внешней средой;
  • внутренняя сбалансированность политики, т.е. насколько она согласуется с общей финансовой стратегией предприятия; насколько согласуются между собой отдельные цели и целевые показате­ли политики управления прибылью; насколько эффективны и согласованы между собой мероприятия по обеспечению ее реализации;
  • реализуемость политики с учетом имеющегося ре­сурсного потенциала предприятия: производственного, финансового, кадрового и т. п.;
  • приемлемость уровня рисков, связанных с реализацией политики. В процессе оценки необходимо определить насколько уровень хозяйственных рисков является допустимым для деятельности данного пред­приятия с позиций возможного размера финансовых потерь;
  • результативность политики. Оценка результатив­ности политики управления прибылью может быть оп­ределена с помощью системы коэффициентов рентабельности. Наряду с этим, могут быть оценены и внеэкономические результаты реализации разработанной политики — рост деловой репута­ции предприятия; повышение уровня управляемости структурными его подразделениями (при создании цен­тров ответственности); улучшение условий труда и быта работников; повышение уровня материальной и соци­альной удовлетворенности персонала (за счет эффек­тивных программ его участия в прибыли) и т. п.
Смотрите также
Основные этапы построения контроллинга

Основные этапы построения контроллинга

С учетом перечисленных требований контроллинг прибыли на предприятии строится по следующим ос­новным этапам...

Подробнее
Контроллинг

Контроллинг

В последние годы в практике стран с развитой рыноч­ной экономикой широкое распространение получила новая прогрессивная комплексная...

Подробнее
Система управления прибылью, формируемых из внешних источников

Система управления прибылью, формируемых из внешних источников

Система показателей информационного обеспечения управления прибылью, формируемых из внешних источ­ников, делится на три основные г...

Подробнее