Схема оценки уровня конкурентоспособности

Определив цель оценки анализа конкурентоспособности товара, переходят к сбору и комплексному исследованию данных о рынке, покупателях и конкурентах. На основе комплексного исслемплексного иссле производится с использованием методов и инструментария маркетинговых исследований определяют требования к товару-эталону и выбирают параметры оценки товара.

Прежде всего анализируются показатели качественных параметров, такие, как нормативно-производственные, консументные и классификационные. Так, анализ нормативно-производственных параметров начинают с исследования патентной частоты изделия, затем устанавливается соответствие параметров изделия существующим стандартам и нормам, их границам. В случае, если установлено несоответствие патентной чистоты изделия или несоблюдение стандарта, то изделие не может быть рекомендовано для удовлетворения существующей потребности.     

Для оценки уровня нормативных параметров используется специальный показатель, который имеет только два значения – 1 или 0. Если изделие соответствует обязательным нормам и стандартам, то этот показатель равен 1, если нет, - то 0. Общий показатель по нормативным параметрам (Інп) рассчитывается как произведение частных показателей по каждому параметру:

m

Інп =  S gi                                                          

i=1

где  gi  - частный показатель поi-му нормальному параметру;

m – число нормативных параметров, подлежащие оценке.                                                                                   

Как видно, если один из частных показателей будет рамен 0, то общий показатель также будет равен  0, а значит изделие или товар в этом случае является неконкурентоспособным.

При оценке консументных параметров устанавливается, какие свойства товара наиболее ценны для покупателя, а затем определяется соответствие свойств существующего товара этой потребности или эталону. В количественном отношении такая оценка может быть произведена по формуле:                                                                                                                       

Pні                                                           

Кі =   -------     х 100 %                           

Рэі

где  Кі  - частный консументный показатель по  і-му параметру;

Pні - величина і-го параметра анализируемого изделия;

Рэі – величина і-го параметра эталонного изделия (например, товара-конкурента).

После расчета других частных консументных показателей определяют общий показатель по консументным параметрам  (Ккп):

Ккп =   S Кі х аі

і=1

где аі – удельный вес і-го параметра из общего числа параметров (m);

m – число параметров, по которым осуществляют оценку способности.

Рассчитанный общий показатель Ккп показывает, насколько создаваемый (или уже созданный) товар соответствует эталонному товару по данному параметру. На практике такое сопоставление возможно с товаром-конкурентом. Поэтому реальное значение Ккп должно быть проверено на соответствие конкретной потребности:

m     Рні                                     

Ккп = S   -----     х   аі     

і=1    Ркі

где Рні – величина консументного параметра создаваемого изделия;

Ркі -  величина консуметного параметра изделия-конкурента.

Оценка экономических параметров конкурентоспособности связана с определением цены потребления анализируемого (или создаваемого) изделия и сравнением ее с ценой потребеления товара-конкурента. Сравнение цен потребления производится по формуле:

Цпа

Э = ---------<1

Цпк

где  Э    - общий показатель по экономическим параметрам;

Цпа - цена потребления анализируемого изделия;

Цпк – цена потребителя-конкурента.

Смотрите также
Выбор стратегии

Выбор стратегии

Выбор стратегии, в наибольшей степени соответствующей особенности фирмы и тенденции развития рыночной ситуации, включает ряд проце...

Подробнее
Преимущества стратегии снижения себестоимости

Преимущества стратегии снижения себестоимости

Главным преимуществом стратегии снижения себестоимости является дополнительный рост объема продажи и получение сверхприбыли за сче...

Подробнее
Дифференциация

Дифференциация

Дифференциация основывается на специализации в изготовлении особой (иногда необычной) продукции, являющейся модификацией стандартн...

Подробнее