Понятие экономической стратегии производства

Стратегия экономического управления или экономическая стратегия:

  • вырабатывает правила и приемы, обеспечивающие экономически эффективное достижение стратегических целей;
  • вырабатывает правила и приемы достижения стратегических целей, базирующиеся на возбуждении заинтересованности всех участников процесса разработки и реализации стратегических программ в эффективном достижении этих целей.

Иначе говоря, экономическая стратегия предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами.

Экономическая стратегия предприятия включает в себя следующие элементы:

  1. Система целей — главнор28  главно_dачение предприятия, его общие и специфические цели, ранжированные с учетом возможных сроков и последовательности их реализации. Принимая то или иное стратегическое решение, в частности выбирая ту или иную цель стратегического характера, предприниматель должен оценить, не отразится ли его выбор отрицательно на других целях, отражающих интересы других субъектов рынка и могущих принести ему в стратегической перспективе определенный эффект. Выбор стратегической цели всегда связан с определением альтернатив, то есть с оценкой того, чем нужно и можно пожертвовать, чтобы достичь этой цели.
  2. Приоритеты в распределении ресурсов. Поскольку ресурсы предприятия всегда ограничены, предприниматель должен определить, достижение каких целей обеспечит наибольшую продуктивность использования этих ресурсов, то есть обеспечит ему конкурентные преимущества.
  3. Правила осуществления тех или иных управленческих действий. Чаще всего они предназначаются для оценки деятельности предприятия в настоящем и будущем; для регламентации отношений внутри предприятия; для выполнения отдельных операций; для регулирования контактов с внешней средой.

Выработка экономической стратегии завершается определением общих направлений деятельности предприятия, продвижение по которым обеспечивает достижение его целей, расширение и укрепление позиций. Эти направления в дальнейшем конкретизируются в различного рода проектах и программах, текущих планах производства и практических действиях, нацеленных на реализацию стратегии.

Разработка стратегии — процесс длительный и трудоемкий, поэтому ее пересмотр возможен раз в несколько лет, в связи с чем она формулируется в достаточно общих выражениях, чтобы по возможности предусмотреть различного рода неожиданности.

Обычно предприятие имеет не одну, а несколько стратегий, как говорится, на все случаи жизни. Главная среди них — генеральная стратегия, отражающая способы реализации главного предназначения предприятия. На случай непредвиденного поворота событий, например, банкротства, разрабатываются ситуационные стратегии, указывающие “отходной путь”, однако главными рабочими стратегиями являются функциональные, которые отражают пути достижения специфических целей предприятия, стоящих перед отдельными подразделениями и службами.

В этом смысле функциональные стратегии являются производственными экономическими стратегиями.

Известный западный специалист в области менеджмента Б. Карлоф дает практические рекомендации по разработке функциональных стратегий:

¾      если это возможно провести одновременную ревизию всех функций с точки зрения стратегических целей предприятия, чтобы избежать ограничений узкофункционального подхода;

¾      четко провести разграничение между функциями;

¾      уточнить, как выполнение данной функции способствует развитию вашего предприятия;

¾      убедиться в том, что соответствующему менеджеру ясна стратегическая задача предприятия; определить роль и конкретное содержание данной функции;

¾      установить необходимое соотношение компетенций, прав обязанностей по каждой функции таким образом, чтобы не допустить возникновения конфликтов в управлении.

Каждая функциональная стратегия имеет определенный объект, на который она направлена. Если последний представляет собой нечто целое, не разделенное на самостоятельные отдельные части, то говорят о концентрированной стратегии; если такое разделение существует, но эти части взаимосвязаны и дополняют друг друга, образуя целое, то стратегия называется интегрирующей; если же части объекта развиваются автономно друг от друга, стратегия, связанная с обеспечением такой автономии, называется диверсифицированной.

Б. Карлоф выделяет девять основных факторов, определяющих стратегию любой фирмы и придающих ей специфические свойства.

  1. Корпоративная миссия, по формулировке которой можно судить о самой стратегии. С течением времени миссия устаревает, что вносит неопределенность в решения о направлениях конкурентной борьбы, средствах ее осуществления и т.п., и тогда встает вопрос о разработке нового ее варианта на основе анализа рыночного спроса и динамики общественных потребностей.
  2. Конкурентные преимущества, отражающие наиболее благоприятные для фирмы способы ведения конкурентной борьбы (низкий уровень издержек, высокое качество и т.п.); считается, что они влияют на выбор стратегии в наибольшей степени.
  3. Организация бизнеса характеризующаяся способом деления фирмы на отдельные подразделения, их дифференциацией и интеграцией.
  4. Продукция, выпускаемая фирмой, и ее соответствие запросам и нуждам потребителей; особенности ее сбыта и послепродажного обслуживания.
  5. Ресурсы, которыми фирма располагает для инвестирования в различные сферы деятельности и текущего производства.
  6. Ожидаемые изменения структуры фирмы в результате приобретения или продажи ее предприятий, филиалов и т.п., осуществляемые с целью ее развития.
  7. Рынки и их границы, в основе которых лежат не только географические факторы, но особенности продукции и круг ее потребителей.
  8. Программы совершенствования производства, расширения рынков сбыта, повышение деловой активности, развития научных исследований и разработок.
  9. Культура и компетентность менеджеров, характеризующиеся уровнем притязаний, предприимчивости, способности к лидерству, отношением к людям, работе, успехам и неудачам.

К факторам , о которых говорит Б. Карлоф, можно добавить рискованность деятельности, уровень подготовки и квалификации работников, степень зависимости фирмы от внешней среды и принятых ранее на себя экономических обязательств и т.п

Таким образом, экономическая стратегия вырабатывает правила и приемы эффективного достижения стратегических целей фирмы, связанных с ее конкурентоспособностью и положением на рынке. Это достигается через взаимную увязку по времени и ресурсам локальных стратегических целей.

Смотрите также
Связь общей конкурентной и базовой производственной стратегий

Связь общей конкурентной и базовой производственной стратегий

Степень и темпы изменений в производстве зависят от принятого уровня и типа диверсификации, темпа введения новых и отказа от други...

Подробнее
Выбор критерия экономической эффективности

Выбор критерия экономической эффективности

Рассмотрим сущность планово-экономических показателей: эффект, эффективность, стоимость и доходность....

Подробнее
Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы

Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы

Товарная стратегия фирмы. Вырабатывает правила и приемов исследования и формирования потенциальных рынков товаров и услуг, отвечаю...

Подробнее