Стратегия экономического управления или экономическая стратегия:
Иначе говоря, экономическая стратегия предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами.
Экономическая стратегия предприятия включает в себя следующие элементы:
Выработка экономической стратегии завершается определением общих направлений деятельности предприятия, продвижение по которым обеспечивает достижение его целей, расширение и укрепление позиций. Эти направления в дальнейшем конкретизируются в различного рода проектах и программах, текущих планах производства и практических действиях, нацеленных на реализацию стратегии.
Разработка стратегии — процесс длительный и трудоемкий, поэтому ее пересмотр возможен раз в несколько лет, в связи с чем она формулируется в достаточно общих выражениях, чтобы по возможности предусмотреть различного рода неожиданности.
Обычно предприятие имеет не одну, а несколько стратегий, как говорится, на все случаи жизни. Главная среди них — генеральная стратегия, отражающая способы реализации главного предназначения предприятия. На случай непредвиденного поворота событий, например, банкротства, разрабатываются ситуационные стратегии, указывающие “отходной путь”, однако главными рабочими стратегиями являются функциональные, которые отражают пути достижения специфических целей предприятия, стоящих перед отдельными подразделениями и службами.
В этом смысле функциональные стратегии являются производственными экономическими стратегиями.
Известный западный специалист в области менеджмента Б. Карлоф дает практические рекомендации по разработке функциональных стратегий:
¾ если это возможно провести одновременную ревизию всех функций с точки зрения стратегических целей предприятия, чтобы избежать ограничений узкофункционального подхода;
¾ четко провести разграничение между функциями;
¾ уточнить, как выполнение данной функции способствует развитию вашего предприятия;
¾ убедиться в том, что соответствующему менеджеру ясна стратегическая задача предприятия; определить роль и конкретное содержание данной функции;
¾ установить необходимое соотношение компетенций, прав обязанностей по каждой функции таким образом, чтобы не допустить возникновения конфликтов в управлении.
Каждая функциональная стратегия имеет определенный объект, на который она направлена. Если последний представляет собой нечто целое, не разделенное на самостоятельные отдельные части, то говорят о концентрированной стратегии; если такое разделение существует, но эти части взаимосвязаны и дополняют друг друга, образуя целое, то стратегия называется интегрирующей; если же части объекта развиваются автономно друг от друга, стратегия, связанная с обеспечением такой автономии, называется диверсифицированной.
Б. Карлоф выделяет девять основных факторов, определяющих стратегию любой фирмы и придающих ей специфические свойства.
К факторам , о которых говорит Б. Карлоф, можно добавить рискованность деятельности, уровень подготовки и квалификации работников, степень зависимости фирмы от внешней среды и принятых ранее на себя экономических обязательств и т.п
Таким образом, экономическая стратегия вырабатывает правила и приемы эффективного достижения стратегических целей фирмы, связанных с ее конкурентоспособностью и положением на рынке. Это достигается через взаимную увязку по времени и ресурсам локальных стратегических целей.
Степень и темпы изменений в производстве зависят от принятого уровня и типа диверсификации, темпа введения новых и отказа от други...
ПодробнееРассмотрим сущность планово-экономических показателей: эффект, эффективность, стоимость и доходность....
ПодробнееТоварная стратегия фирмы. Вырабатывает правила и приемов исследования и формирования потенциальных рынков товаров и услуг, отвечаю...
Подробнее